Инйәр
-2 °С
Ҡар
Бөтә яңылыҡтар
Новости
25 Июнь 2020, 11:43

Завершил подписную кампанию своей семьи

Родителей и бабушку подписал в том числе и на районные газеты.

Оформил подписку на республиканские и российские издания на три адреса. Родителей и бабушку подписал в том числе и на районные газеты.
Подписку на республиканские издания оформляю регулярно, в Москве выписывал газету Башкортостан и журнал Ватандаш.

Так вот, пока оформлял свои отношения с Издательским домом «Республика Башкортостан» и с Почтой России, возникли некоторые соображения о значении и судьбе печатного слова.
Часто можно услышать пессимистичные утверждения по поводу печатных СМИ:
1) печатные СМИ это неактуальная повестка, всё есть в интернете и в соцсетях;
2) интернет и соцсети победят печатные СМИ.

Относительно первого - мы с коллегами, в рамках служебной деятельности, проводили мониторинг и контент-анализ республиканской периодики, выходящей на русском, башкирском и татарском языках. В результате увидели, что наши печатные СМИ отражают актуальную повестку как федеральных тем, так и региональных. Часто темы, поднимаемые сначала в печати, затем активно обсуждаются в соцсетях.
По поводу победы цифры над бумагой можно вспомнить как пятнадцать-двадцать лет назад активно обсуждали, что печатная книга вот-вот умрет и все будут читать только электронные книги. Как видим, хоть цифровизация и расширяется, но электронные книги вполне себе уживаются с бумажными. Складывается впечатление, что цифровизация это всё же современное и нужное дополнение/развитие известных нам «нецифровых» вещей, а не их полная замена.

В свою очередь очевидным преимуществом печатных СМИ над соцсетями является рефлексия, выражаемая в аналитических статьях и публицистике. Т.е. анализ некоторой эмпирики, соответсвующие выводы, экскурс в проблематику и тд и мн.др.
Рефлексия для соцсетей не характерна, там она скорее редкое исключение, подтверждающее правило. Соцсети отражают реакцию масс на те или иные процессы и события (из личной жизни, региональной, в масштабах страны и мира). Именно этим соцсети интересны госуправлению, в рамках которого реакция различных групп населения мониторится системами «Инцидент» и различными ЦУРами. Сама логика соцсети не располагает к глубокой рефлексии (люди не читают в них «многобукв», фейсбук спрашивает «что у вас нового», людям интересны фото, короткие видео и тексты, чтобы скоротать своё время). В том числе это в некотором смысле подтверждает и эволюция соцсетей: на смену текстовым «ВКонтакте» и «Фейсбуку» пришли соцсеть картинок «Инстаграмм» и соцсеть коротких видео «Тик-Ток». (Привет тебе светлое будущее, Эра торжества досуга!).

Однако от этого рефлексия не перестаёт существовать и не теряет своей значимости. Она перестаёт быть массовой и остаётся уделом элитарной части общества (интеллектуальных элит и управленческих, отдающих предпочтение образованию со строгими правилами). В общем, быть «думающей» частью общества это не божья благодать, а ежедневный труд.

По инерции распада Советской цивилизации, в 90-е годы даже в отдаленных деревнях сохранялась традиция выписывать периодику. Чему я безмерно благодарен, поскольку именно так формировалась атмосфера чтения. (А чуть позже мода на евроремонты всех нас научила, что домашние библиотеки в квартирах излишне перегружают интерьер, тут главное, чтобы телевизор с диагональю побольше.)

Несколько слов о национальной печати. Подписка на башкироязычные или татароязычные СМИ это и есть деятельное участие каждого небезразличного к развитию родного языка (массовая подписка на национальные СМИ - поможет в развитии языка покруче любого языкового митинга). Поскольку в этом случае язык активно используется, издания зарабатывают, творческая интеллигенция не теряет места работы. Все СМИ в рынке, нравится это нам или нет. Национальные языки во многом развиваются через печатные СМИ, и наличие их - большое достижение для народа.

Механика подписки. Всё очень удобно и просто, не выходя из дома. Подписку на российскую периодику можно оформить через мобильное приложение «Почты России», а на республиканскую через мобильное приложение издательского дома «Республика Башкортостан», называется оно «RBSMI». Последнее приятно удивило (не идеальное, конечно, но!), работает шустро, не вылетает и представлены все издания, выходящие в республике.
Читайте нас: