Инйәр
-5 °С
Болотло
Бөтә яңылыҡтар
Новости
20 Май 2020, 11:11

Рустам Муратов рассказал о втором пакете мер по повышению устойчивости экономики Башкортостана

На первом этапе был определен перечень видов экономической деятельности

19 мая заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан – министр экономического развития и инвестиционной политики Рустам Муратов провёл онлайн-брифинг, посвященный вопросам реализации второго пакета мер по повышению устойчивости экономики региона в условиях распространения коронавирусной инфекции.

При разработке первоочередных мер по повышению устойчивости экономики Республики Башкортостан с учетом внешних факторов проведены детальные консультации с всеми бизнес-объединениями, отраслевыми ассоциациями (торговые центры, гостиничные комплексы, фитнес-индустрия). Последние два месяца велась активная работа по подготовке реализации мер государственной поддержки. Первый пакет мер государственной поддержки был подготовлен в течение месяца. Была подготовлена вся необходимая нормативно-правовая база. После этого были проведены также детальные консультации со всеми профильными бизнес объединениями, консультация с федеральным центром и большая работа была проведена по линии Ситуационного центра, который был создан в апреле 2020 года.

На первом этапе был определен перечень видов экономической деятельности, предприятия которых в большей степени затронуты нынешней непростой ситуацией связанной с эпидемией коронавируса. Это 16 видов экономической деятельности, в том числе - туристический бизнес, общепит, культурно-развлекательная сфера и спорт, частные дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования. В общей сложности на первом этапе данный перечень охватывал около 12 тысяч субъектов МСП в республики.

Затем с учетом принятых решений на федеральном уровне в соответствии с двумя постановлениями, это Постановление - 540 и Постановление № 657, Правительством России добавлено еще 18 пунктов касательно торговли непродовольственными товарами, деятельности музеев, стоматологической практики.

Республика синхронизировала региональный перечень с федеральными директивами, и с учетом этого охват субъектов МСП расширился до 26 тысяч организаций. Соответственно те меры поддержки, которые были предусмотрены на поддержку пострадавших отраслей в рамках первого пакета, автоматически распространятся на расширенный перечень направлений бизнеса.

При разработке второго пакета в созданном Ситуационном центры провели встречи и с отраслевыми бизнес объединениями. Большая работа была проведена по обсуждению с муниципальными образованиями, в частности, с бизнес-шерифами. В ходе еженедельных встреч с муниципалитетами обсуждался вопрос значительного расширения охвата субъектов МСП региональными преференциями. В результате на заседании Антикризисного штаба принято решение дополнительно распространить льготы по упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход еще на 33 видов деятельности, расширив тем самым пул субъектов малого и среднего бизнеса до 54 тысяч организаций.

В дополнение к этому все меры поддержки, которые сегодня предоставляются МСП в рамках пакета «антикризисных» мер, распространили на социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) все меры государственной поддержки. Это добавило еще 4,5 тысяч поставщиков социальных услуг, важных для жителей республики, к целевой группе малого бизнеса. С учетом этого общий охват МСП Республики Башкортостан, на которых распространяются меры государственной поддержки, составляет почти 59 тысяч организаций.

Далее о самих мерах поддержки МСП. Налоговые преференции в отношении пострадавших отраслей. В рамках первого пакета снижены налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения по объекту «доходы» с 6 до 1 процента, по объекту «доходы за вычетом расходов» с 15% до 5%.

Освобождены от уплаты налога на имущество организаций те направления, которые в наибольшей степени пострадали от коронавирусной пандемии.

Соответствующие законопроекты были оперативно разработаны и 10 апреля рассмотрены на заседании Госсобрания. На муниципальном уровне снижены ставки по земельному налогу или предусмотрено освобождение от его уплаты. Также муниципалитеты сократили суммы платежей по единому налогу на вмененный доход путем снижения корректирующего коэффициента К2 до минимального порога – 0,005. Максимальное значение составляет 1.

Администрации муниципальных районов и городских округов оперативно включились в эту работу и к концу апреля приняли соответствующие решения муниципальных советов.

Только в трех территориях наблюдается отклонение от рекомендуемых значений. Это города Уфа, Стерлитамак и Илишевский район. В настоящий момент с данными муниципальными образованиями продолжаются консультации и на этой неделе будут приняты соответствующие коррективы.

В рамках второго пакета двукратно снижается размер платежей по патентной системе налогообложения. Это позволит поддержать микро бизнес на 125 млн рублей. Порядка 10 000 индивидуальных предпринимателей будут иметь возможность воспользоваться данным инструментом.

Налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, будет снижена до 1 процента.

Здесь Министерством земельных и имущественных отношений РБ в тесной взаимосвязи с Антикризисным штабом разработан соответствующий законопроект и завершается соответствующая процедура согласование в Правительстве республики и в ближайшее время будет направлен законопроект в Государственное Собрание Республики Башкортостан.

На местном уровне предусмотрено снижение до 1 % налога на имущество физических лиц для индивидуальных предпринимателей. Таким образом, данной мерой выравнивается налоговая нагрузка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Далее о снижении имущественной нагрузки. На первом этапе малый бизнес, в наибольшей степени пострадавший от эпидемии, освобожден от платежей по аренде государственной и муниципальной собственности. В рамках работы Ситуационного центра поступил поток обращения о невозможности оплаты платежей за выкуп арендуемого имущества.

С учетом пожелания бизнеса в рамках нового пакет мер внедряется отсрочка платежей в 2020 году при реализации предпринимателями преимущественного права выкупа арендуемого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Данные платежи и обязательства за 2020 год равномерно распределяются на последующие периоды.

После консультации с профильными объединениями также был принят еще один инструмент, которая распространяется на рекламный бизнес. Рекламному бизнесу субъекта, который занимается этим направлением, будет предоставлена возможность переноса платежей по договорам аренды рекламных объектов за 2 и 3 кварталы на конец 2020 года.

В части предотвращения ухудшения кредитной истории с учетом осложнения экономической ситуации увеличены финансовые ресурсы Микрофинансовой организации и Гарантийного фонда, которые сфокусированы в большей степени на реструктуризацию и рефинансирование ранее выданных займов для малого бизнеса.

На сегодня по линии Региональной микрокредитной организации выдано 88 займов на 130 млн рублей, гарантийным фондом предоставлено 12 поручительств на сумму 115 млн рублей. Эти меры очень востребованы.

Для выкупа задолженности крупных компаний перед МСП создана региональная факторинговая компания. Это тоже стало результатом первого пакета мер государственной поддержки. Объем финансовых ресурсов на первом этапе капитализации данного инструмента заложен в размере 100 млн рублей.

В связи с необходимостью поддержать технологическое обновление субъектов МСП и стимулировать спрос на продукцию наших предприятий во втором пакете мы развиваем собственную региональную лизинговую программу. Данная лизинговая программа предусмотрена для субъектов МСП под 4% годовых. Эта мера поддержки будет распространяться на приобретение оборудования, производимое в республике Башкортостан. На эти цели тоже определено соответствующее финансирование. Буквально в ближайшее время начнется соответствующее обслуживание субъектов МСП.

Чтобы помочь субъектам МСП с приобретением оборудования в дополнение к этому увеличивается объем финансирования муниципальных программ развития предпринимательства на реализацию дополнительных мероприятий поддержки субъектов МСП. Данная практика уже апробирована муниципальными образованиями. Она включена в перечень лучших практик, тиражируется на территории всей республики.

Программа, которая распространяется на всю территорию Республики Башкортостан предполагает:
- компенсацию части расходов субъектов МСП на приобретение оборудования;
- распространение механизма субсидирования социального предпринимательства на все муниципальные образования Республики Башкортостан.

В целях стимулирования дистанционного направления работы малого бизнеса внедряется механизм компенсации части затрат на оплату услуг сервисов доставки.

Второе направление антикризисных мер – это обеспечение бесперебойного функционирования реального сектора экономики.
Здесь ключевой задачей является сохранение важных для экономики предприятий и регулярное наблюдение за их финансовым состоянием. На Антикризисном штабе утвердили критерии отнесения предприятий к системообразующим.
Это:
- численность персонала не менее 100 человек;
- существенное влияние на занятость населения в конкретном населенном пункте (не менее 20% от общего числа занятых;
- производство товаров первой необходимости;
- реализация приоритетных инвестиционных проектов;
- предприятие, обеспечивающее сохранение производственных цепочек;
- единственный производитель в РФ или РБ продукции (товара).

С учетом этого расширен перечень системообразующих предприятий, осуществляющих основной вклад в экономику. 30 апреля вышли соответствующие нормативно-правовые акты. Количество предприятий увеличилось с 246 до 431 предприятия. Самое важно - это последующая разработка мер поддержки в части:
предотвращения возможных срывов поставок сырья, материалов и комплектующих по заключенным договорам;
предотвращения ухудшения финансово-экономических показателей.

Для точечной поддержки системообразующих предприятий в республике создается специализированный фонд развития, через который будет предоставляться финансовая поддержка в виде займов на пополнение оборотных активов, реализовываться механизм выкупа доли. Если такой инструмент будет необходим, то республика готова включаться в финансово-экономическую деятельность предприятия для пополнения оборотных средств в решении самых проблемных вопросов.

В целях определения понятных правил предоставления такой помощи разрабатывается регламент предоставления мер поддержки системообразующим организациям Республики Башкортостан. В настоящий момент 17 предприятий включены в список системообразующих предприятий Министерства экономического развития РФ.

Теперь об отраслевых преференциях.

В рамках первого пакета мер в сельском хозяйстве оказывается поддержка предприятиям АПК в форме предоставления субсидий по следующим направлениям:
приобретение техники и оборудования для исключения потерь производимой сельхозпродукции в период посева и уборки. На сегодня 172 аграриям уже предоставлена субсидия на сумму 320 млн. рублей;
приобретение минеральных удобрений по завершению посевной будет предоставлена компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений (порядка 500 млн. рублей);
приобретение племенного и маточного поголовья сельхоз товаропроизводителями.

Во втором пакете мер акцент будет сделан на развитии отрасли АПК. Особой точкой развития должна стать переработка первичной сельскохозяйственной продукции в Республике Башкортостан. В частности, в целях повышения продовольственной безопасности и стимулирования спроса на продукцию будет создан специализированный государственный оператор, основной задачей которого станет создание агропромышленного кластера из сельхозпроизводителей республики и развитие переработки местного продовольственного сырья. В дополнение к этому будет внедрен механизм стимулирования спроса за счет компенсации жителями части стоимости приобретаемой продукции местных сельхозпроизводителей. Соответствующий кэшбек будет возвращаться с покупок башкирской продукции.

Для поддержки промышленного сектора докапитализировали региональный Фонд развития промышленности. С учетом расширения его программ объем льготной кредитной поддержки до конца года составляет более 450 млн рублей. Это поддержка в части льготного кредитования на пополнение оборотных средств, поддержка предприятий легкой промышленности и другое.

Уже сегодня предоставлена кредитная поддержка на 112 млн рублей 6 предприятиям, которые освоили выпуск товаров первой необходимости.

Кроме того, предусмотрено предоставление субсидий лесопромышленным предприятиям на закупку оборудования в объеме 40 млн рублей, а также предприятиям легкой промышленности на 158 млн рублей.

8 мая объявлен конкурс для предприятий лёгкой промышленности по субсидированию затрат на закуп сырья, что является востребованным мероприятием в условиях мобилизации нашего легпрома в режиме "Повышенная готовность". Прием заявок осуществляется до 1 июня. Предоставление субсидий с учетом обязательных регламентных процедур будет осуществляться в начале июня.

Одним из важных направлений является поддержка предприятий торговли. На федеральной уровне обращено внимание регионов на поддержку гостиничной сферы и торговых центров. В текущей ситуации значительно пострадал непродовольственный сектор и торговые центры. Если в первом случае помощь оказана в рамках поддержки МСП, то собственники крупных торговых площадей, не попали в эти преференции.

Для того, чтобы защитить торговый бизнес, сконцентрированный в торговых центрах, и снизить арендную нагрузку на их арендодателей, внедряются механизмы стимулирования торговых центров снизить арендные платежи, компенсировав часть операционных издержек. Во второй пакет антикризисных включается освобождение их от уплаты налога на имущество организаций, земельного налога и распространяется снижение ставки УСН, аренды земли. Эта мера распространяется на комплексы общей площадью более 5000 кв. метров.

Главным условием получения такой преференции является заключение с арендаторами дополнительных соглашений к договорам аренды, предусматривающих снижение арендной платы в 2020 году на 30%, при условии сохранения ежемесячной численности работников арендодателя не менее 90% от количества работников в марте 2020 года.

Аналогичные меры также распространяются в отношении гостиничных комплексов, которые также пострадали из-за распространения коронавирусной инфекции.

Далее о поддержке экспорта. Здесь расширена программа субсидирования:

транспортных затрат предприятий-экспортеров из-за распространения коронавирусной инфекции (включая штрафные санкции во время простоя груза на) (выдано субсидий 8 получателям на сумму порядка 20 млн рублей)
затрат на сертификацию, связанных с реализацией товаров на экспорт (выдано 5 получателям на сумму 3 млн рублей),
а также ускоренное возмещение НДС для пополнения оборотных средств компаний посредством банковских гарантий.

Во втором пакете мер дополнительно к этому предусмотрены гранты в размере 10% от выполненного экспортного контракта (но не более 3 млн рублей). Это так называемый «экспортный кэшбек», который распространяется на те контракты, которые предусматривают освоение рынка в новой стране либо вывод на экспорт нового вида товаров.

Следующее направление антикризисных мер является стимулирование инвестиционной активности. Для обеспечения планомерной реализации инвестиционных проектов реализуется следующий пакет мер: компенсация курсовой разницы стоимости технологического оборудования, приобретаемого в иностранной валюте. Уже отрабатывается 6 инвестиционных проектов. Потребность в данной мере фиксируется у каждого инвестиционного проекта, который сейчас заходит на заседание инвестиционного комитета, который проходит в еженедельном формате под руководством Главы РБ. Регламент, который буквально в последний месяц был подготовлен и отработан предполагает, что до конца года этим видом поддержки смогут воспользоваться еще десятки инвестиционных проектов.

Возмещение части процентной ставки по кредитам для повышения доступности привлекаемых финансовых ресурсов на реализацию проекта. Здесь предполагается мера поддержки до 5 процентов ключевой ставки Банка России (5,5%).

Также заложены меры по обеспечению объектов капитального строительства инженерной и транспортной инфраструктурой к кварталам жилой застройки и по приоритетным проектам.

Ключевое условие получения данных мер поддержки инвестором – сохранение динамики реализации инвестиционного проекта и обязательств.

Еще одно важное направление антикризисной поддержки - инфраструктурное развитие и жизнеобеспечение РБ.

Для бесперебойного функционирования сферы ЖКХ выделяются дополнительное финансирование (в объеме более 1 млрд рублей) на следующие направления:
на подготовку к работе и повышение эффективности объектов жизнеобеспечения в осенне-зимних условиях.
на децентрализацию отдельных систем теплоснабжения и перевод населения на индивидуальное поквартирное отопление для последующего снижения расходов на энергоресурсы (460 млн рублей);
на санитарную обработку общего имущества в многоквартирном доме и территорий муниципальных образований республики для усиления профилактических мер по предотвращению распространения COVID-19.

Для поддержки транспортной инфраструктуры пассажирских перевозок планируется реализовать мероприятия по обновлению пассажирского парка автобусов.

Важное направление связано с совершенствованием системы управления разработки и принятия оперативных мер по повышению устойчивости экономики Республики Башкортостан.

Сформирован ряд проектных органов управления - Антикризисный штаб и Ситуационный центр по обеспечению устойчивого функционирования экономики Республики Башкортостан, в рамках которого организована работа отраслевых комиссий и единого контактного центра.

В него «стекаются» обращения бизнеса по особенностям работы в «коронавирусный» период и принимаемым мерам поддержки по всем каналам. В рамках Ситуационного центра были получены порядка 16 тысяч обращений, все обращения отрабатываются в плановом периоде. Общее количество обращение, которое поступило по всем каналам более 110 тысяч . Все обращения сформированы и классифицированы в одну базу, по всем обращениям ведется соответствующая работа. Кроме того, для стимулирования органов местного самоуправления на выработку действенных антикризисных мер на местах предусмотрено предоставление на конкурсной основе Гранта администрациям муниципальным районам и городским округам за лучшие проекты по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции.

Все меры поддержки применяются в контексте сохранения рабочих мест и занятости жителей республики. Обязательным условием для получения преференций станет сохранение ежемесячной численности работников предприятий и организаций не менее 90% от штатной численности, которая была на марте 2020 года.

В целом первоочередные меры по повышению устойчивости экономики Республики Башкортостан комплексно дополняют федеральные меры с точки зрения региональных полномочий и носят беспрецедентный характер. На эти цели будет направлено в общей сложности порядка 30 млрд рублей.

Глава Республики Башкортостан Радий Хабиров поставил задачу оперативно подготовить весь необходимый организационный план для реализации второго пакета мер государственной поддержки. Уже сейчас началась отработка и подготовка всего необходимого нормативно-правого обеспечения данных мер, в том числе комплексно отрабатывается весь регламент автоматизации получения мер государственной поддержки и по первому и по второму пакету. В настоящий момент переформатируется деятельность ситуационного центра, который больше будет ориентирован на оказание содействия получению конкретных мер государственной поддержки по каждому обращению.
Читайте нас: